среда, 1 февраля 2012 г.

Плацебо вокруг нас: сладкий обман

психология

в медицине есть такое понятие – эффект плацебо. это когда, к примеру, пациенту дают таблетку, которая не содержит ничего, кроме сахара, и говорят, что она поможет от головной боли. поверив в целебные свойства сахарной пилюли, больной выздоравливает. журналисты американского портала mainstreet рассказывают о том, как нас ежедневно пытаются купить на эту уловку.

кнопки на светофорах

вспомните, как, стоя на пешеходном переходе, вы лихорадочно жмете кнопку на светофоре, пытаясь включить зеленый свет. а он все не загорается и не загорается. наконец, когда поток машин все-таки замирает, вы спокойно переходите дорогу в полной уверенности, что без ваших усилий светофор вообще бы не переключился. разумеется, существуют светофоры, которые действительно реагируют на нажатие кнопки, но многие такие переключатели – просто бутафория. так, в нью-йорке несколько лет назад все светофоры были переведены в автоматический режим, однако кнопки, ранее позволявшие регулировать движение вручную, остались. почему? потому что гораздо дешевле оставить все, как есть, чем убирать кнопки и информировать граждан о нововведении. меньше знаешь – крепче спишь. многие до сих пор верят, что эти кнопки работают, особенно когда по случайному стечению обстоятельств сигнал светофора сменяется сразу после нажатия переключателя. кроме того, власти неоднократно отмечали, что пешеходы становятся менее нервными, когда начинают думать, что от их действий что-то зависит.

кнопки "закрыть двери" в лифтах

ситуация с этой кнопкой в лифтах сильно напоминает историю со светофорами. вновь подчеркнем, что во многих лифтах кнопка "закрыть двери" действительно работает. однако с недавних пор в большинстве лифтов, произведенных в сша, германии, франции и других странах ес, эти кнопки превратились в "плацебо". все дело в том, что после принятия нового закона о повышении безопасности передвижения инвалидов в общественном транспорте и лифтах, экстренно закрыть двери могут только лифтеры-ремонтники и сотрудники диспетчерской. для этого им нужен специальный ключ. денег на таблички, где было бы написано, что всем остальным жать эту кнопку бесполезно, у стран запада нет.

"антицеллюлитные" кроссовки

если в случае с "бутафорскими" кнопками на светофорах и в лифтах у производителей нет цели вас обмануть, то когда дело касается рекламных компаний транснациональных корпораций, все обстоит немного иначе. недавно компания reebok была оштрафована на 25 миллионов долларов за то, что рекламировала кроссовки, которые якобы способствовали укреплению мышц ног и ягодиц. и хотя федеральная торговая комиссия признала, что "модернизация" спортивной обуви, о которой кричали производители, никак не влияет на здоровье тех, кто ее носит, в reebok ежедневно приходят сотни благодарственных писем за изобретение новых чудодейственных кроссовок.

телевидение высокого разрешения (hd tv)

мнения по поводу того, насколько изображение в формате hd можно отличить на глаз от "обычной" качественной картинки, расходятся, однако очевидно одно: если на телевизоре или мониторе наклеен ярлык "hd", покупатели, не задумываясь, скажут, что изображение на нем более четкое. недавно нидерландские ученые провели эксперимент, показав группе людей клип на двух совершенно одинаковых телевизорах, один из которых был заявлен как hd. угадайте, какой телевизор предпочли большинство опрошенных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий